Опыт как конкурентное преимущество

Авиакомпании и авиаиндустрия Заметки

Работа на перспективу и технологии будущего, разумеется, важны. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что авиакомпаниям может просто не хватить средств для разработки новшеств. Один из самых сильных ударов авиабизнесу в целом нанесли наиболее удачливые его представители — бюджетные перевозчики, они же дискаунтеры, или, по-простому, дешевые компании.

Стремительный рост объема бюджетных перевозок обеспечили два фактора: минимальные услуги и максимальное использование авиапарка. Ведь главная цель — доставить пассажира из пункта А в пункт Б, потому дискаунтеры отказались от обеспечения питания на борту, чистка салона производится силами экипажа, время стоянки сокращено до минимума, и, разумеется, никаких салонов первого класса. Зато самолет успевает совершить больше рейсов и загружен полнее, чем борты «традиционных» перевозчиков. В итоге бюджетные компании предложили авиабилеты по таким низким ценам, что крупные авиакомпании просто не смогли конкурировать иначе, кроме как снижать свои цены, сокращая и без того небольшую маржу. Но только крупные перевозчики способны инвестировать в разработку революционных технологий. Если они этого не делают, страдает отрасль в целом.

Справиться с «бюджетной угрозой» крупным авиакомпаниям поначалу помогла главная традиция отрасли — государственная поддержка. В большинстве стран ведущая авиакомпания приравнивается к национальному достоянию, а это предполагает дешевые кредиты в случае трудностей и сложные правила лицензирования, которые ограничивают рост конкурентов. Но помощь властей помогла только в самом начале. Дальше крупным компаниям пришлось справляться самим.

При этом традиционные авиакомпании многому научились у бюджетных: время простоя самолетов сокращается, часть рейсов переносится в другие аэропорты. Но главное, что стимулировала эта конкуренция, — объединение усилий. Глобальные альянсы и совместно выполняемые рейсы сокращают расходы, взаимная поддержка подстегивает исследования и прогресс. И еще: на стороне крупных перевозчиков играют и производители самолетов, им выгоднее большие заказы.

Утверждать, что будущее авиаперевозок безоблачно, рано. Но и пессимистические прогнозы не оправдались. Если тенденция объединения усилий авиакомпаний сохранится, можно ожидать быстрого внедрения новых технологий без удорожания услуг. Что особенно приятно, поскольку в выигрыше оказывается пассажир.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 11 =