Комфорт против сервиса

Авиакомпании и авиаиндустрия Заметки

Что выбрать — комфорт или демократичный сервис? Цена за высокое качество или полет по цене поездки на автобусе? У каждого из вариантов есть свои приверженцы. Однако очевидно, что в мире в самом разгаре бум на услуги бюджетных компаний, или так называемых дискаунтеров. Перевозчиков, предлагающих билеты по всей Европе «туда и обратно» примерно за сотню евро, некоторые с иронией называют авиакомпаниями для бедных. Главный европейский дискаунтер easyjet предлагает своим клиентам более 50 маршрутов по ценам вдвое ниже, чем у крупных перевозчиков. «Полет по цене поездки на такси» — гласит рекламный слоган немецкой авиакомпании Hapag-Lloyd Express. А в начале зимы и лета этот перевозчик проводит спецакцию, в рамках которой билеты на основные направления можно купить всего за 20 евро (на такси за ту же сумму вас доставят разве что от аэропорта до отеля).

В самолетах дискаунтеров нет разделения по классам, а еду и напитки пассажирам в 99% случаев предложат приобрести за свой счет. Кроме того, вы не сможете вернуть деньги за билет, если вдруг решите отменить полет. А у ирландской компании Ryanair вообще нет авиабилетов. Ведь их продажа предполагает наличие офиса и оплату труда персонала, что попросту не укладывается в концепцию супердешевого перевозчика. Пассажир заходит на сайт, оплачивает виртуальный проездной документ и получает регистрационный номер, по которому его потом и пустят в самолет.

Бюджетные авиакомпании ведут наступление на крупных перевозчиков со всех фронтов. Главное оружие в этой войне — принцип «минимум сервиса». Перелеты обычно совершаются на малые расстояния, а пункты назначения — небольшие аэропорты или просто города средних размеров. Вылеты в основном происходят рано утром или поздно вечером. Авиакомпании редко бронируют места, а для экономии не работают с агентствами по продаже билетов. Ryanair, easyjet, German-wings, JetBlue Airways, Southwest Airlines и еще почти полсотни перевозчиков убеждают пассажиров, что сервис — это вовсе не преимущество, потому что он бьет по карману.

Крупные перевозчики обеспокоены сложившейся ситуацией и активно разрабатывают варианты борьбы с дискаунтерами, используя против «бюджетников» их же оружие.

Подобно крупным авиаперевозчикам, бюджетные компании нацелены на создание союзов. Немецкая Germanwings намерена наладить сотрудничество с польской компанией Centralwings, начав предлагать билеты на рейсы партнера. В свою очередь, некоторые традиционные перевозчики идут на сокращение расходов и вполне успешно конкурируют с бюджетными. Так, новый слоган испанского авиагиганта Iberia звучит вполне в духе малобюджетных конкурентов: «Вы выбрали лучшую цену».

Налицо карнавальное перевоплощение. Традиционные перевозчики и дискаунтеры как будто меняются местами. Обновленная стратегия крупных компаний уже дала результаты: прибыль бюджетных перевозчиков за последний год существенно снизилась, около десятка компаний вообще были вынуждены признать себя банкротами, зато «традиционные» перевозчики, нащупав наконец адекватные приемы борьбы с назойливыми младшими конкурентами, успевшими за несколько лет превратиться в серьезную головную боль, уверенно заявляют о скором повышении своего благосостояния.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 13 =