История авиакомпании British Airways

Авиакомпании и авиаиндустрия Заметки

История компании British Airways восходит ко времени рождения гражданской авиации после окончания Первой мировой войны. 25 августа 1919 г. компания Aircraft Transport and Travel Limited открыла первую международную авиалинию между Лондоном и Парижем. Рейсы осуществлялись с помощью одномоторного биплана Havilland, который мог перевести одного пассажира и груз, состоящий в основном из газет, девонширских сливок и шотландских куропаток. Для того чтобы добраться от лондонского Hounslow Heath до аэропорта Bourget в столице Франции, ему требовалось два часа. Такое продолжительное воздушное путешествие в те дни было опасным приключением. Пассажиров было немного, билеты стоили дорого.

В 1924 г. четыре молодые британские компании спились в одну фирму — Imperial Airways Limited, чтобы бороться с конкуренцией зарубежных перевозчиков на новом уровне. Уже через год новая компания обеспечивала потребность в услугах на трассах между Лондоном, Парижем, Брюсселем, Базелем, Кельном и Цюрихом. В конце 20-х гг. наладились перевозки в Египет, Аравию, Индию, Южную и Западную Африку и Сингапур. Основным конкурентом Imperial Airways стала частная компания British Airways Limited. Однако совсем скоро противоборство компаний закончилось. Обе фирмы были национализированы и объединены в одну — British Overseas Airways Corporation (BOAC).

BOAC сфокусировалась на международных внеевропейских рейсах. Европейские и домашние перевозки в Великобритании осуществляла компания British European Airways (BEA). В 1946 г. British Overseas Airways Corporation начинает полеты в Нью-Йорк, в 1948-м в Японию, затем в Чикаго и на западное побережье Соединенных Штатов. В 1952 г. в обслуживание вошел первый реактивный авиалайнер под говорящим именем «Комета». В 1974 г. правительство Великобритании объединяет компании BOAC и BEA в одну, получившую название British Airways.

Новая компания сразу берет низкий старт. При участии Air France начинается первое международное сверхзвуковое пассажирское обслуживание на самолетах «Конкорд». В июле 1979 г. правительство Великобритании объявило о своем намерении продать акции British Airways. Однако Акт Гражданской авиации не позволил этому случиться. Тем не менее в 1981 г. министром торговли Великобритании был назначен лорд Кинг (Lord King). Кинг ввел специальный антикризисный проект, чтобы восполнить дефицит компании. Он урезает штат, приостанавливает нерентабельные маршруты и делает все возможное, чтобы приватизация группы все же произошла. И вот 11 февраля 1987 г. акции British Airways выставляются на бирже. Сразу после акционирования British Airways начала поглощение и активное сотрудничество с крупными международными авиаперевозчиками.

В июле 1991 г. British Airways подписала соглашение с Аэрофлотом и Министерством гражданской авиации России об образовании новой международной авиалинии Air Russia. По условиям сделки, British Airways имела 31%-ную долю участия в предприятии.

В марте 1994 г. British Airways запускает проект «Мировые предложения» — вариант т. н. «горящих» билетов (билетов, которые поступают в продажу незадолго до отлета) на более чем 50 маршрутов компании. При помощи этой инициативы авиакомпании удается привлечь большое количество клиентов из среднего класса, а заодно и продать билеты на места, которые, по всей вероятности, остались бы не заняты. В сентябре запускается новый бренд компании «Клуб Европа» (Club Europe) — пакет усовершенствовании стоимостью 70 млн фунтов стерлингов. Он включает в себя новые салоны самолетов с большими и более удобными креслами, сеть комфортабельных залов ожидания в европейских аэропортах, увеличение числа стоек для паспортного и таможенного контроля терминала-1 аэропорта Heathrow и более гибкий подход к поставке продуктов, доступных на борту самолетов, когда пассажир мог выбрать между легкой закуской и полноценным обедом или ужином.

В мае того же года авиакомпания объявляет программу новых усовершенствований на следующие три года. Стоимость — 1 миллиард фунтов стерлингов. По задумке ВА эти деньги должны были пойти на долгосрочное инвестирование в развитие инфраструктуры, дополнительных изделий и услуг. Усовершенствование будет достигнуто через комбинацию сокращения стоимости и усовершенствование использования активов компании. Каждый аспект действий группы, включая коммерческие, эксплуатационные и управленческие действия, был подчинен этой программе.

Это имело успех. В марте 1997 г. читатели журнала Business Travel World назвали British Airways лучшими мировыми бизнес-авиалиниями. Чуть позже British Airways получила еще три награды — как «Лучшая Деловая Авиалиния Великобритании», «Лучшая Деловая Авиалиния Южной Америки» и «Лучшая Деловая Трансатлантическая Авиалиния». В июне 1997 г. компания обнародовала новую корпоративную стратегию, разработанную, чтобы подчеркнуть статус бесспорного лидера индустрии международных авиаперевозок. В августе один из крупнейших французских журналов L’Expansion проводит опрос среди 2500 менеджеров высшего звена Франции. Они называют British Airways лучшей универсальной мировой компанией в сфере транспорта.

Еще через месяц British Airways получает еще одну награду как лучшая авиалиния. На этот раз — по версии журнала Business Traveller. А читатели Financial Times в опросе, проведенном журналом в ассоциации с Price Waterhouse, назвали британскую компанию в числе 5 лучших европейских фирм соответствующего сектора рынка за прошедшие 10 пет. Затем высшую оценку деятельности компании дали и читатели журнала Fortune и London Evening Standard.

В феврале 1999 г. был организован самый значительный из союзов British Airways — альянс Oneworld. В него вошли девять крупнейших авиалиний: British Airways, American Airlines, Qantas, Canadian Airlines, Cathay Pacific, Iberia, Finnair, Aer Lingus и LanChite.

В июле этого же года British Airways сообщила о намерении вложить 225 млн фунтов в текущем финансовом году на поддержку программ по защите окружающей среды. Среди мер, с помощью которых предполагалось выделить эту сумму, было и сокращение штата сотрудников в 1 тыс. человек. Также под сокращение попали 300 менеджеров компании (10% от общего числа).

11 сентября 2001 г. стало, возможно, худшим днем в истории авиации — арабские террористы похищают две машины компании United Airlines и две — American Airlines. Три из четырех самолетов врезаются в башни-близнецы Центра международной торговли в Нью-Йорке и в здание Пентагона в Вашингтоне. Четвертый самолет падает в лесистой местности штата Пенсильвания. Хотя ни один из самолетов British Airways не был непосредственно вовлечен в атаки, как и многие другие крупные авиакомпании мира, ВА терпит убытки. Происходит 7-тысячное сокращение штата и 10%-ное сокращение числа рейсов. Были прекращены полеты по коротким маршрутам. Однако, как выяснилось позже, убытки ВА были не так велики, как предполагалось.

British Airways остается одной из наиболее успешных авиакомпаний и самой большой международной пассажирской авиалинней. База компании, лондонский аэропорт Heathrow, — самый большой международный аэропорт в мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =