Информационные технологии как конкурентное преимущество

Авиакомпании и авиаиндустрия Заметки

Крупнейшие мировые авиакомпании последние годы решают головоломку: как выжить и при этом развиваться дальше? Кажется, что внешний мир исключительно враждебен к авиаперевозчикам и все против них. Но именно этим опыт индустрии особенно интересен для других отраслей бизнеса — в суровых условиях формируется новое понимание перспектив.

Об этом уже мало кто помнит, но трудности у авиаперевозчиков начались уже давно. Крах интернет-экономики и начавшийся экономический спад больно ударили по авакомпаниям: повсеместное сокращение расходов привело к ограничению числа командировок, топ-менеджеры пересели из бизнесс-класса в экономический, дополнительные услуги стали пользоваться меньшим спросом. Потом удары следовали один за другим. Террористические акты, даже не связанные напрямую с перелетами, привели к сокращению числа туристов, летающих на дальние расстояния. Эпидемии, стихийные бедствия, войны — все это также не способствовало росту объема рынка воздушных перевозок. Наконец, рост цен на топливо должен был добить авиакомпании, и без того испытывающие трудности. Должен был — но не добил. И главный вопрос, который стоит сейчас: смогут ли авиакомпании воспользоваться новыми возможностями?

Для большинства компаний любых отраслей использование информационных технологий — только один из способов развития своего бизнеса. Для авиаперевозчиков это средство выживания. Причем как минимум по двум причинам.

Во-первых, это возможность сокращения расходов, что, в свою очередь, позволит авиакомпаниям больше зарабатывать. Обычный бумажный билет содержит информацию о пассажире и перелете, для ее считывания и обработки необходимы специальные устройства. Все те же самые данные есть в базах перевозчиков, достаточно организовать к ним доступ — и можно пользоваться так называемым электронным билетом, который даже не обязательно распечатывать на бумаге. А это — значительная экономия. Следующий шаг — аналогичная ликвидация посадочных талонов. Наконец, замена багажных ярлыков со штрих-кодом на электронные метки, которые можно автоматически отслеживать на всем пути от погрузки до разгрузки, что позволит сократить до минимума потери багажа.

Во-вторых, информационные технологии можно использовать для улучшения сервиса на борту. Некоторые авиакомпании уже внедряют многопользовательские системы, которые, в частности, дают пассажирам возможность играть в компьютерные игры друг с другом при помощи внутренней сети. На подходе технологии, позволяющие пользоваться мобильной связью в самолете. Сейчас главным сдерживающим фактором оказывается перегрузка сетей на земле — когда несколько сотен пользователей одномоментно оказываются в зоне действия и так же стремительно из нее выходят, оборудование не справляется. Решением станет установка прямо на борту специальной соты, которая будет связываться непосредственно со спутником, и экранирование корпуса самолета, которое не даст телефонам связываться с землей. Эти и другие возможные информационные услуги в полете смогут повысить удовлетворенность и соответственно лояльность клиентов.

Разумеется, среди пассажиров найдутся и те, кто не захочет пользоваться электронными билетами и киосками регистрации, предпочитая живое общение с сотрудником компании. Но как только информационные технологии внедрятся повсеместно, ценность участия живых людей возрастет: индивидуальный подход можно будет сделать частью дополнительного сервиса и брать за это плату.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − десять =